О шумоизоляции - теория. Из-за чего так Много шума ?
Товарищ Сталин в свое время обозвал шумом музыку Шостаковича - вряд ли Дмитрий Дмитриевич воспринял это как похвалу вождя. Или, допустим, в ваш подъезд зашли "цыгане шумною толпой" — вам это понравится? Впрочем, если
Изнанка процесса - подготовка площади для динамика
Товарищ Сталин в свое время обозвал шумом музыку Шостаковича - вряд ли Дмитрий Дмитриевич воспринял это как похвалу вождя. Или, допустим, в ваш подъезд зашли "цыгане шумною толпой" — вам это понравится? Впрочем, если представить себе "и блеск, и шум, и говор балов", или вообразить, как шумит Гвадалквивир, то выяснится, что шум тоже может быть весьма приятным.
На автомобиле та же неоднозначность. Многие блаженно улыбаются от рокота двигателя и радостно прикручивают к глушителям новомодные насадки, имитирующие рев "Боинга", рвущегося в небо. Однако куда понятнее желание нырнуть в салон машины, чтобы погрузиться в собственный мир, свободный от внешних шорохов, скрипов и воплей соотечественников. А потребность в воздействии на перепонки звуковых волн определенных частот и амплитуд сполна возместит самый гармоничный из шумов — музыка. Но для этого ей надо немножко помочь.
 
Окутаем звук тишиной
"Немножко помочь" - это, честно говоря, лукавство: возня предстоит большая.
Вообще, борьбу с шумами можно вести двумя независимыми путями - либо дорабатывать штатную шумоизоляцию автомобиля безотносительно к типу установленной в нем аудиоаппаратуры, либо сразу "наброситься" именно на качество звука. Но в любом случае речь идет не о "легком флирте", а о "серьезных намерениях" - борьба с лишними децибелами затянется на несколько суток, даже если на нашей стороне будут сражаться профессионалы. Беда в том, что противоположная сторона черпает свою "энергетику" практически отовсюду - источниками шумов являются двигатели, мосты, шины, двери, пластиковые элементы интерьера и завывания ветра. Даже новенькие автомобили известнейших марок не умеют вести себя абсолютно тихо, а лет эдак через пять их поведение уже можно назвать неприличным.
Разобранную дверь сначала обрабатывают изнутри
Конечно, все несчастливые семьи... нет, не то — все автомобили шумят по-своему! Небожители, вроде БМВ или "Ауди", имеют хорошую заводскую шумоизоляцию, но страдают "недержанием" в части заслонок, Торпедо, воздуховодов и задних полок - особенно несдержанно себя ведут универсалы и хэтчбеки. В малом классе, напротив, скрипы теряются на фоне более мощных воздействий снаружи (исключением являются относительно дешевые "японцы", двигатели которых висят на гидроопорах). Что касается джипов - "красивых-здоровенных", то у них превалирует собственный источник шума: огромные колеса тихо катиться не умеют. Ну и как же при этом можно помочь музыке?
 
Задраить окна!
Мы уже отмечали, что истинный меломан приносит в жертву качеству все - он не откроет лишний раз окно и не включит вентилятор. Ну так вот — если в машине заизолировать хотя бы левую дверь, то в этом случае возникнет ощущение плотного занавеса "по левому борту". А если обработать весь салон?
Собственно, именно так и делают профи. Для начала по особой технологии "выпекают" своего рода двуслойный пирог. Предварительно жилой отсек разбирается до металла, зачищается, обезжиривается и все такое. Затем наносится первый слой шумоизоляции — вибродемпфирующий. Он придает деталям вес - в прямом и переносном смысле слова: утяжеленная конструкция из ас фальтово-каучуковых смол со специальными вкраплениями имеет пониженную резонансную частоту и ведет себя гораздо солиднее. Подобным образом обрабатывают так же моторный отсек, колесные арки, а на заднеприводных машинах еще и район заднего моста. Ну и багажник, естественно, - от него шума хватает. Вторым слоем "пирога" ложится шумопоглощающий материал. Он -полная противоположность предшественнику: весь пористый и мягкий. Кстати, легкие демпфирующие материалы при возможности наносят на все двери, а также на потолок. Зато даже на БМВ дверь после этою закрывается еще благороднее...
 
А скрипы? Ведь самые мерзкие шумы - именно средне- и высокочастотные. .. Для борьбы с мерзостью придуманы мягкие прокладочные материалы - "антискрипы", однако и тут пятью минутами не обойдешься. Деталь сначала целиком снимают и опять-таки утяжеляют, только затем проклеивают "антискрипом" всевозможные стыки. В труднодоступных местах применяют силиконовые смазки - они надолго сохраняют эластичность.
Oт Колизея до "Мерседеса"
Кто не знает, что акустика древних театров и соборов почти всегда превосходит по уровню многие сооружения современных "зодчих"? А ведь автомобиль изначально вообще не рассчитывался "под музыку" - об этом мы напоминаем постоянно. В результате не нужно удивляться тому, что при установке аудиосистемы он вдруг начинает петь своим собственным голосом, далеко не всегда приятным на слух. Звуковые волны, порожденные динамиками, блуждают по закоулкам салона, "бьются" о различные препятствия и заставляют их подпевать на свой манер.
Борьба с подобными подвываниями как раз и называется "полная шумоизоляция автомобиля". Толь ко ко всему вышеперечисленному нужно добавить персональную заботу о динамиках - вибродемпфирующим материалом следует обработать каждое место, куда установлен излучатель звука. Это всегда до роже, но и лучше - так, каждая дверь после такой обработки фактически превращается в колонку! Для правильной изоляции моторного отсека автомобиль иногда приходится отвозить на фирменный сервис -там местные спецы полностью снимают двигатель, а уже потом специалист "по шумам" печет двуслойный пирог на месте. Но любимая забава профи - увеличение уровня "басов" безо всяких настроек и перестроек: вместо этого они демпфируют потолок, превращая хлипко дышащую плоскость в солидную поверхность. Это тяжело и, к сожалению, не всегда возможно - если потолок приклеен намертво, то игра может не стоить свеч.
Упоминание свечей содержит явный намек на деньги и прочие цифровые показатели. Что ж, "утихомирить" приличный джип можно примерно за 5 - 6 дней и за $3000. Дорого? Но если сопоставить с ценой самой "игрушки", то речь пойдет всего лишь о нескольких процентах... Транспортное средство под названием ВАЗ-2109 обойдется дешевле -примерно в $1200. На работу уйдет 3-4 дня.
А как же стандартные наборы для шумоизоляпии - чуть ли не любой автосалон предлагает вам провести работы с таким же названием примерно за 500 долларов?! Все верно, однако приклеивание 33-х или 44-х типовых деталей из предлагаемой коробки снизит уровень шума примерно на 0,5 -1 дБ, "а на большее ты не рассчитывай". Зато двуслойный пирог и вся вышеупомянутая "возня" избавят вас примерно от 7 дБ -шум снизится в два с лишним раза. Возникнут и интересные побочные эффекты - двигатель будет быстрее прогреваться и медленнее остывать, станет теплее в салоне.
А вообще-то тишина - это шум, к которому привыкли...

 

  
Связанные статьи